День в дацане.

Мы в Бурятии! Вчера немного поковыряли Интернет в Улан-Удэ, походили по главной площади и поехали в Иволгинский дацан, куда и собирались. Доехали нормально, он находится совсем недалеко от города и от основной трассы. Приехали, кажется, часов в девять-десять. Заходим на территорию, спрашиваем, к кому обращаться насчет нас (я первого числа писала письмо руководству с просьбой пожить на территории дацана). Нас отвели к смотрителю Вадиму. Конечно, он о нас и не слышал. Меня поражает работа все вебмастеров и приемщиков почты. Главное, сделали на сайте раздел "Письмо руководству", там все серьезно заполняешь: край, город, организация, адрес сайта, важность вопроса и пр. И в итоге никому ничего не передается. Смотритель пошевелил бровями и определил нас на ночлег в пустовавший домик на попечение студента-первокурсника Германа

Герман встретил нас очень приветливо и напоил чаем с молоком, при этом лихо отвечал на мои вопросы по сущности буддизма, даром что студент буддийского университета.

Потом легли спать. Просыпаемся - в доме ходит человек в красном буддийском наряде и косится на нас. Это был бакши (учитель), он тоже жил в этом доме и ему не понравилось, что там чужие. Он переселил нас в другой дом. Приводит в комнатушку 3 на 3 с двумя кроватями, на одной из которых спит студент и говорит ему что-то по-бурятски, из чего я уловила только слово "турист". Мы положили рюкзаки на необструганное деревянное ложе (здесь спят на кроватях с сеткой, только вместо сетки положены доски, очень удобно - спина не болит) и пошли завтракать.

За территорией дацана - закусочная для приезжих, меню скудное, но кафе чистое. Как и везде, основное блюдо - позы. Такое чувство, что и буряты и русские в Бурятии без перерыва едят их. В столовых и кафе каждый обязательно заказывает позы. Но мы не стали их заказывать - слишком тяжело для желудка с утра.

Потом походили немного по дацану, посидели на скамейке у входа, полюбовались туристами - их здесь целый поток. Что радует - русских теперь не отличишь от иностранцев, даже нас принимают здесь и в Улан-Удэ за иностранных туристов. Теперь они прилично себя ведут и одеты по-туристски - в удобные футболки, шорты и легкую обувь, на спине рюкзачки. А то тоска берет, когда видишь наших у достопримечательностей в синем трико, туфлях на шпильках, откровенных кофточках и в боевой раскраске.

Потом М поехал в город обновлять сайт, я осталась в дацане.

Дацан - это такой комплекс вроде православной церкви, где проходят молебны, есть свои прихожане, астролог, лекарь (последние принимают за деньги). А в Иволгинском дацане есть еще и буддийский университет. Еще дацан знаменит тем, что здесь находится тело Пандито Хамбо ламы XII Итигэлова. Как утверждают буддисты, он - перерожденец ламы-основателя буддизма в России. Как и любой религиозный деятель, сделал много полезного - от основания дацанов в разных уголках России до написания фундаментального труда по фармакологии. 15 июня 1927 года он умер, или, как говорят буддисты, покинул свое тело. И до сих пор его тело пребывает в том же состоянии, что и в тот день. В дни больших хуралов (молебнов) тело Итигэлова выносится прихожанам для поклонения. Поток паломников в дацан в эти дни просто невероятный. Мы немного опоздали - последний большой хурал был 10-го июля, следующий будет 6 сентября. Вообще узнать дни поклонения телу Итигэлова можно узнать из соответствующих календарей или на сайте дацана.

Вообще в данное время дацан полным ходом строится.

Вот это - барабаны с молитвами, когда крутишь их, считается, что произносится написанная на нем молитва.

Таких много - от двухметрового до десятисантиметрового, они стоят вдоль забора дацана, нужно три раза обойти его по периметру и покрутить все барабаны, тогда наступит очищение.

А на входе идет развод туристов

Вообще мне стали симпатичны тамошние священнослужители - нет того фанатизма, который часто встречаешь у православных священников.

А вот юрта гуру, до которой добрались современные технологии

Вообще все живут в таких домах

Вот такие у них наряды

Это речка возле дацана, туда все ходят мыться

Вот целебный источник, вода из которого благотворно влияет на глаза и желудок

Ближе к вечеру я ушла загорать на речку, М еще не пришел. Речка - лед, не больше 15 градусов. Намазалась кремом для загара и лежу. Подошел местный старичок-бурят, поговорили. Подошли студенты из дацана, поговорили. Подошли местные ребятишки, я угостила их сухарями, они сказали мне, какая из трав - крапива. Я потом на нее все-таки наступила. Бурятская крапива - это вам не русская, в тело как будто иглы втыкаются.

Приветливый народ - подходят, спрашивают, откуда я, желают удачи.

В кафе расспрашивают в первую очередь, русские ли мы, откуда, куда, прищелкивают языками и говорят "однако".

Речки здесь чистые, быстрые. Собаки странные. Ходят сами по себе, пока я загорала, приходили три собаки, подозрительно на меня смотрели, купались, и уходили

Ночевать будем в том доме, куда нас привели. Все студенты разбежались (может, нас боятся).