Первый стоп второго рода

В Барнаул. Не хотели возвращаться дорогой через Красноярск, решили срезать. Едем в локомотиве товарняка, едущего Бискамжа-Междуреченск. Я на сидении машиниста сижу, М - на сидении помощника. Едем задом наперед. Кругом щетчики, кнопочки и рычажки.

Максимальная скорость - 55 км/ч, приедем еще не скоро.

Рассказываю по порядку. Вчера вышли на трассу из Саяногорска часов в девять. Машину поймали почти сразу. Отвезла нас до ближайшей деревни. Потом подбирает нас микроавтобус с мужем и женой, расспрашивали о наших приключениях и хохотали как бешеные. Ехали в деревню километров за пять от того места, а довезли нас до деревни в тридцати километрах, еще отвезли на пруд, чтобы помыться, но он оказался пустым.

Потом подобрала нас машина, тоже едущая до ближайшей деревни, в двумя старичками, по-деревенски интеллигентными. Они вели мудреный разговор, и сразу о нас забыли, я достала диктофон и привожу их разговор слово в слово.

- Здесь нужно законы диалектики включать, то бишь мне нужно следствие и причины. Вот как тебе, кстати.

- А тебе надо расширить вопрос и углубить его.

- Я задаю простые вопросы

- Я не знаю этих причин, поэтому не могу знать и следствий. Я не вижу последствий.

- Причины те же, что и в первом случае. В первом случае они неопознаны, во втором тоже неопознаны, только человек интеллигентный может это....

- Ну, внутри себя

- Да, но только возвысившись над вещами

- Верно.

- Жаль, что ты только раз в год приезжаешь, я бы с тобой еще поговорил

И т.п.

У нас глаза на лоб полезли.

Высадили нас на въезде в деревню Буденовка. Там дворов двадцать, ходят дети, собаки и коровы. Тихо, мило, спокойно. Долго не было машин. Ребятня на великах ездит на нас смотреть. Через полчаса останавливаем машину с двумя лицами кавказской национальности. Они расспрашивают нас о приключениях и тоже ржут. Отвезли нас до своей деревни, подвезли к магазину, подождали, пока мы купим что-нибудь на ужин, потом отвезли на трассу. Машин не было, стало темнеть, половина одиннадцатого. Я говорю: давай попросимся в дом ночевать, в палатке опять замерзнем, как собаки. Кто-нибудь пустит, хотя бы на сеновал, все не на земле спать. М говорит: не замерзнем. Я говорю: ну и пошел к черту, сам в поле ночуй, я пошла в деревню. М говорит: не уходи, родная, я тебя ночью греть буду.

Поставили палатку к кустах за деревней, я даже названия ее не запомнила. Короче, чтоб я еще раз в палатке ночевала. Тряслись от холода мы всю ночь. С потолка опять капало, а в шесть часов вечера пришли местные коровы. Просыпаемся - а за стенкой ходят и жуют большие звери, открываем люк, а там вот что

И целое стадо, штук двести. Пастух подозрительно косится на нас и уводит коров подальше. Они чавкают и идут. Вышли на трассу - поймали машину до какой-то деревни, уже не помню названия. Там два веселых мужичка. Вдоль дороги стали тянуться непонятные штуки

Водитель сказал, что это - захоронения племен, живших на этой земле. Я, говорит, вас сейчас отвезу на место раскопок, там археологи раскопали семейный склеп. И повез. Привез - а там действительно раскопали могилы

В центре похоронен взрослый, по бокам - дети. Этим захоронениям около 2,5 тысяч лет. Это не хакасы, конечно, тогда их просто не было. Это захоронения племен, которых сейчас называют скифами. Письменности и них не было. Жили в юртах.

Вокруг склепа ходят хмурые археологи из Питера и матерятся

- Достали, блин, идиоты. Опять раскопали, придурки.

Местный народ приходит по ночам и то ли раскапывает, то ли закапывает их дневную работу. Сами придурки. Ночевать надо там, где копаешь.

Природа в Хакасии очень необычна. Например, в поле среди высохшей травы растут такие сочные кусты

А вдоль дороги тянутся горы, хотя сама дорога везде прямая и не поднимается в гору

Деревни здесь тоже, как и в Иркутской области, очень нищи. Дома полуразваленные и полусгнившие. Самые нищие по виду деревни в Приморье, Иркутской области, Красноярском крае, Хакасии.

Потом подобрала нас машина до деревни, где заканчивалась дорога. Там пересели на другую и по грунтовке приехали в Бискамжу. Народ тут самый веселый и отзывчивый за все время нашего путешествия. Мы сменили за два дня семь машин на которых ехали, а не остановилось, когда мы голосовали, всего две. Рассказывают о здешних местах и советуют, куда поехать на следующее лето. Отвозят на место, где удобнее всего ловить машину, хотя в большинстве случаев едут совсем не в ту сторону. Некоторые ждут, когда поймаем следующую попутку. Фотографироваться отказываются, стесняются.

Приехали в Бискамжу в три дня. Хотели выходить дальше на трассу, но оказалось, что дороги дальше в принципе нет. Электричка укатила утром, ночью должен был быть поезд. Нам стало уже просто пофигу, потратим мы деньги или нет. Я расстелила на вокзальных креслах термоковрик, укрылась спальником и залегла. Все-таки две ночи не спали. Проснулась в 18:00, М сидит и чего-то жует. Пошли искать железнодорожную столовую. О ней сами железнодорожники обычно не распространяются, но если пришли, вас никто не выгонит. Первое, второе и компот обошлись нам в пятьдесят рублей на обоих.

Потом решили попробовать прокатиться до пункта назначения автостопом второго рода - по железной дороге, тем более что время до поезда еще было. Ушли в самый дальний конец станционных путей, там останавливались товарняки на запад. Ждали, отнесли бабушке из будки ноут заряжаться. Через полчаса чух-чухает локомотивчик. Остановился прямо напротив нас. В окно торчит машинист. Мы подбегаем, диалог:

- Здравствуйте, вы зайцев берете?

- Только с билетами (хи-хи-хи).

- А без билетов (хи-хи-хи)?

- Не положено нам.

- А вы куда едете? Нам в Междуреченск надо.

- Туда и едем. Только нам не положено брать в локомотив. Если увидят, нас сразу с работы выкинут.

- Да никто не увидит, мы с другой стороны от начальства выйдем.

- Ну...

- Так мы едем?

- Мы путешественники, едем с Приморья автостопом. Тут автотрассы нет, и денег у нас тоже нет на поезд.

Помощник машиниста выходит и идет в домик к бабуле за какими-то бумажками. Мы быстро бежим за ним, одеваемся, наваливаем рюкзаки, забираем ноут и встаем в нудной позе под окном локомотива. Помощник, разобравшись с бабушкой, выходит

- Только чтобы ни одной там кнопочки...

- Ну что мы, лохи, что ли...

Запрыгиваем в заднюю дверь локомотива и едем, едем...

У М истерика от восторга.

Дописываю утром следующего дня, половина девятого по местному времени, Новокузнецк. То ли Красноярский край, то ли Алтайский.

Высадились в Междуреченске в час ночи. Хотели пойти еще товарняк поймать, но их уже не было. Попросились ночевать сначала в техническом бюро на вокзале, потом к дежурному по станции. Говорим, кто мы, откуда, почему просим переночевать. На улице холод премерзкий. Они отказывают, ссылаясь на охрану. Можно подумать, ее нельзя поставить в известность. Скотины. Чтоб им всю жизнь по ночам на скамейке ночевать. Выгнали на улицу в такой собачий холод. Вокзал у них на ночь закрывается. Я постелила термопаласик на скамейку, сама легла в спальник. М караулил добро. Флисовый наш позорный спальник меня никак не согрел, я ворочалась и материлась. Еще одна бессонная ночь, только на открытом холоде. Электричка на Новокузнецк, через который идет дорога на Барнаул, первая с 05:20. Мерзли до этого времени. Потом пришла электричка, проезд на двоих на которой до Новокузнецка стоит 22 рубля за одного. Мы сторговались за 20 рублей за обоих. М лег спать, я караулила вещи. Состояние премерзкое.

Сейчас сидим в комнате отдыха на вокзале Новокузнецка, сняли комнату на три часа поработать и обновиться. Только что М купил карту, оказывается, Новокузнецк - это Кемеровская область. С каждым днем все интереснее...