Утро в камазе, родина-мать и найденные вписчики

Проснулись, как ни странно, там же, где и засыпали - в кабине жертвы отечественного автопрома. У М на лице и на руках сажа, у меня на коленке аккуратное черное пятно, которое не хочет смываться. За нами пришел водила Алексей, отвел домой помыться. Накормил нас завтраком, помыл. Рюкзаки поставили к нему в угол. Говорит, если не найдете, где ночевать, позвоните. Позвоните, говорит, когда счет на сотовом пополните, а то я беспокоиться буду.

Дома у него сын Тема

Отвез нас к банкомату и оставил. Мы в первый раз за три недели увидели свой банковский счет и расстроились. Пополнили сотик, позвонили Алексею, позвонили по телефону, нам данному, опять никто не отвечает. Поехали на Мамаев курган.

Я думала, курган и статуя родины-матери не имеют друг ко другу никакого отношения, а оказывается, она есть часть кургана. Стоит на холме. Во время битвы за Сталинград (сейчас Волгоград, до революции был Царицын) холм был высотой, за который велись самые ожесточенные бои. Значит, приезжаем туда, там лестница, поднимается, видим:

Потом поднимаемся и видим это

В общем Мамаев курган - это скульптурный комплекс, посвященный войне и поставленный в 1967 году на месте той самой высоты, за которую велись страшные бои.

вдоль ступеней наверх - стены с надписями со стен домов самого разрешенного Сталинграда.

Дальше идет скульптура воина-победителя

Потом - такая аллейка

Заходишь вон в тот тоннель и попадаешь в цилиндрической формы зал славы, где в центре стоит рука с факелом, возле нее стоит караул, а на стенах сверху донизу написаны звания и имена сражавшихся в Сталинградской битве. Выходишь из зала наверх - дорога снизу одна и проходишь по всему комплексу. Выходишь прямо к матери.

Она смотрит на Москву.

Потом пошли на панораму. Музей, посвященный ВОВ. Честно, не люблю подобные музеи. Очень жутко, жалко и ненужно. Жалко от слова "жалость". Только панорама наверху великолепна. Сделано так, будто находишься на том же самом месте, но во время битвы. Зданий никаких, окопы, солдаты, воронки от снарядов, разоренная земля. И обзор на все 360 градусов.

Потом мы пошли купаться в Волге, которая оттуда на 500 метров.

Теперь о впечатлениях. Мамаев курган - одно из самых потрясающих и великолепных рукотворных зрелищ во всей России, и, как я думаю, за рубежом. Сам комплекс просто гениален. Просыпается и патриотизм, и вера и гордость за дедов. Честно. Все такое большое, грандиозное и сделано искренне. Посмотреть нужно обязательно. Не смотрел - не жил.

Потом за нами прямо на пляж пришла Тамара и забрала нас оттуда. Весь вечер мы ели арбузы и дыни, их тут море и дешево. Мы вчера неправильно набирали код города, а сотовый нам дали неправильный, потому и ночевали в камазе.