Командировка в Сочи

Да, именно командировка. М ехать отказался, пришлось ехать одной с туристической группой, чего я после очередного раза зарекаюсь никогда не делать. Не люблю, когда водят, как стадо, по самым неинтересным местам, занимают время, да и вообще бесит.

Но автостоп здесь туговат, а населенные пункты максимум отстоят друг от друга на 10 км, поэтому-то М расхныкался и купил мне путевку на один день - очень хотела поехать. От Анапы до Сочей 350 км. Ночь в дороге, день там, ночь в дороге обратно. Встреча в 22-00 у памятника Ленину. М привел меня туда в девять и бросил, нужно было в деревню возвращаться. Темнеет рано

Народ начал подгребаться. Стоим, молчим, автобус не едет. Прикатил в пятнадцать минут одиннадцатого. Двухэтажный

Я засела прямо перед этим панорамным окном на втором этаже с семейством: папа, дочка, ее муж. Похоже на маленький кинотеатр со стереофильмом. Сначала оказалось, что для улиц Анапы мы слишком высоки - ветки хлестали прямо по стеклу и по крыше. Потом оказалось, что весь этот автобус, сверху донизу забитый людьми, и есть экскурсионная группа. 52 человека. Еще 4 не пришли. Если бы я своими глазами не увидела это безобразие, ни за что бы не поверила, честное слово. Организация на высоте.

Экскурсовод немного рассказала об Анапе. Оказывается, городу уже 2800 лет. Сначала это был греческий полис, потом тут бывали черкесы, скифы, турки и прочие радости. Анапа - турецкое название. Почти всю историю Анапа была приграничным городом или поселением, соответственно, постоянные войны. Особенно досталось ей в русско-турецких войнах. Старых домов нет - все снесено войнами. Раньше здесь лилась кровь, теперь это один из самых популярных курортов России, столица детских лагерей. Население 65 тыс. чел.

Выехали весело, но к 12-ти захотели спать. Завтра целый день бродить. А заснуть в узком кресле никак не удается. Когда сил уже совсем не стало, я просто бросила прямо на пол перед сидениями, место позволяло, спальник и увалилась на него. Папашу загнала на сидения, зятек его растянулся на своем и моем кресле.

Всем бы хорошо, но тут мы проехали Геленджик, и началась неподражаемая горная южная дорога. Больше всего поворотов там на 180 градусов. Скорость минимальная. Красиво - слов нет. Спать хочется, тоже слов нет. Спальник скользкий, пол гладкий. Поворачиваем направо - я вместе со спальником и рюкзаком под головой качусь вправо на полметра, поворачиваем влево - качусь влево. Всю ночь каталась. Потом кое-как заснула. Семейство на сидениях кто за что на поворотах хватается, лишь бы не упасть, я просто катаюсь - внизу хвататься не за что.

За 60 км до Сочи приехала головой к правой стенке, встала сама и всех подняла. Проснулась экскурсовод, стала рассказывать про город. Население города - 250 тыс. чел. В свое время Сочи был самым протяженным городом мира. Длина - 145 км вдоль побережья. За сезон город принимает 4 млн туристов. И если в Анапе можно приехать дикарем или приехать наобум и снять домик, то в Сочи - вряд ли. Во-первых, жилье здесь дороже в 2-3 раза, питание - тоже. Здесь много не просто домов отдыха, а санаториев лечебных. Но этот город стоит того, чтобы потратить в нем деньги. Забегать вперед не буду.

Утром мы прикатили к недорогой столовой. Больше, чем есть, мне хотелось писать. Но так как с утра я была мутна и зла, в очереди я оказалась последней. От этого мне даже есть перехотелось. Туалет один для мальчиков и девочек. Я пятидесятая. Полчаса в очереди - и путь свободен. Не знаю, как я кого-нибудь не убила. Поехали сразу. Там такие газончики

Нас повезли на гору Ахыз на эту смотровую башню

Это Сочи

Потом нас повезли на сероводородные источники в Мацесте. То, что можно прийти и искупаться в них - брехня. Они начали иссякать сто лет назад, и теперь воду для сероводородных ванн в санатории Мацеста берут из скважин, но мы все равно могли насладиться запахом сероводорода (тухлых яиц) из расщелин. А в этих пещерах погибло немало народу (надышались), когда самостоятельно приходили принять ванну, когда источники еще фурычили. Сейчас они зарешечены

В Мацесте (это название санатория и долины) лечат этой водой, ваннами. Нервы, легкие, сердце, кожа, что-то еще. Но назначают ванны только тамошние врачи после тщательного обследования - водичка вызывает рост новообразований.

Мацеста, по одной из версий, в переводе означает "огненная вода". Это имя девушки, освободившей лечебные источники из-под бдительного ока дракона. Дракона она укокошила, но сама задохнулась от сероводорода. И благодарные люди назвали источники в ее честь. Вот судьба. Она умерла, а теперь здесь лечат людей.

Так выглядит здание санатория

Потом нас стали таскать по каким-то паркам, выставкам, нудным и откровенно неинтересным. Только агава на грядке возле парка заслуживала внимания

И аллея на реке Мацеста

Потом нас вкусно покормили в ресторане с чешским пивом. Дали пол-литра "свежего, нефильтрованного, приготовленного по старинному чешскому рецепту" пива. Обычное порошковое пиво, плохое. Даже я поняла.

Потом нас опять стали таскать по выставкам каких-то растений. Я приехала в Сочи, чтобы смотреть на растения. Там и на улицах сплошная выставка

Потом нас пытались затащить в дендрарий. Человек двадцать решили, что деревьев сегодня достаточно и пошли на пляж. Нас выгрузили на месте вечерней встречи, в 20 м пляж. Здесь не так, как в Анапе, нет песка, в море и на берегу - камни. Вода - плюс 27 градусов. И набережная по всей протяженности центра

Вечером поехали обратно. Опять всю ночь каталась от одной стенки к другой. В шесть была в Джигинке.

Так. С чисто практической точки зрения в Сочи хоть и дороже, но отдыхать в Анапе выходит больше. Даже просто поесть. В первый вечер в Анапе мы захотели есть и купили себе по большому блину с начинкой. Через час опять захотели, купили по шаурме. Потом до ночи покупали и жевали какую-то гадость, спать в деревне легли голодные. В день отъезда я обедала в кафешке с горячей едой. Заглотили с М опять какую-то гадость - на разберешь, из чего сделано, через час захотелось есть. Итог - пятьсот рублей за один вечер и никакого удовольствия и толка. В Сочи я ела в кафешках два раза - в первый раз на башне в грузинском кафе. Мне подали отличное сациви, никогда такого вкусного сациви не ела. Вечером перед отъездом я поужинала в кафешке на берегу, в которой по определению должно быть все дорого. Приготовлено все было просто отлично, вышло на 90 рублей. Весь день я была сыта и счастлива. На 170 рублей. Еще нас кормили обедом в ресторане. За ресторан и все экскурсии мы заплатили ровно 300 рублей. Экскурсии: Мацеста, парк Ривьера, обзорная башня, музей миниатюр, фитовыставка, все с рассказами экскурсовода.

Жилье хоть и дороже, но этот город стоит того. Здесь красиво без преувеличений, за всем следят, везде чистота. Нет столпотворения и чада, как в Анапе. Народ здесь отдыхает солиднее, чем на других курортах по берегу. Ну а море - сказка, как парное молоко. В Анапе научились БРАТЬ с туристов деньги, в Сочи научились ПРЕДОСТАВЛЯТЬ то, за что обычно берут деньги на курортах.

Мне здесь нравится, я еще сюда вернусь.