Summer Literary Seminars Russian Workshop 2007

Привет всем. Очень сильно прошу прощения за очередной простой на моей половине, но при сложившихся обстоятельствах никак не могла обновиться ранее. 7 июля состоялись заключительные чтения SLS Russian Workshop, а затем я уехала из Петербурга. Все, что происходило и происходит на сегодняшний день, читайте по ссылке выше, а в данной статье я расскажу, что такое SLS Russian Workshop и каково это – принимать участие в нем.

Как я попала на Летние Литературные Семинары?

Смешно. Однажды, гуляя по одному из питерских форумов, наткнулась на тему, суть которой заключалась примерно в следующем: «Ищем бизнес-таланты. Составляйте бизнес-планы, отсылайте нам, и, если мы найдем вашу бизнес-идею привлекательной, мы дадим вам 10 000 рублей на раскрутку и напишем о вас в электронной газете (тут давался адрес газеты)». За точность не ручаюсь, было то 3 месяца назад. Офигев от перспектив (за день до того я закончила составлять бизнес-план, для осуществления проекта которого требовалось чуть меньше 1 500 000$), я ткнула ссылку. То была электронная газета одного из питерских ВУЗов. На «первой полосе» было две статьи: первая не помню о чем, а вторая – о программе SLS в России с примечанием «Конкурс скоро заканчивается». Статью я до конца не дочитала, сразу ткнула на ссылку на сайт о литературных мастер-классах для российских писателей.

Дедлайн конкурсного отбора на мастер-классы обещал настать через 12 часов. Требовалось заполнить анкету, которая хотела описания биографии, списка публикаций, отрывка из литературного текста ограниченного размера и обязательный ответ на «почему вы хотите принять участие в SLS Russian Workshop-2007?». Я отослала анкету за 4 минуты до дедлайна и, конечно, постаралась забыть об этом – конкурсные отборы мне до тех пор не давались.

Через неделю, утром дня которого я собиралась идти за билетом в Омск, а оттуда – во Владивосток, пришло письмо с поздравлением, что мой текст привлек внимание организаторов мастер-классов для русских писателей, и меня приглашают принять участие в Summer Literary Seminars в Петербурге в классе прозы Леонида Костюкова. Известие меня, честно говоря, не слишком обрадовало, так как нарушало все планы, но я даже не раздумывала, стоит ли принимать участие в семинарах. Несомненно, оно того стоило.

Что такое SLS?

SLS – это Summer Literary Seminars. Летние Литературные Семинары в Санкт-Петербурге, организованные в 1998 году писателем Михаилом Иосселем. Семинары ранее проводились в Петербурге для студентов из США, Канады и Кении, а последние два года, включая 2007-й, проводятся и для русских писателей и поэтов.

Все проходит примерно по следующей схеме: двухнедельные семинары, включающие в себя 6 мастер-классов по направлениям для групп студентов, также лекции на темы литературы, читаемые преподавателями мастер-классов, экскурсии, открытые чтения, и совместные, прошу прощения, пьянки. Студенты отбираются на конкурсной основе. У не-русских студентов направлений мастер-классов больше: проза, поэзия, публицистика, худперевод, написание пьес и сценариев, описание путешествий, критика, «непереводимый русский язык». В программе русских мастер-классов только два направления – проза и поэзия. В англоязычной программе преподаватели – маститые зарубежные (преимущественно американские и канадские) писатели, поэты, литераторы. В русской - русские, соответственно. SLS Russian Workshop 2007 вели Сергей Гандлевский (класс поэзии) и Леонид Костюков (класс прозы).

Все студенты, количество которых не должно превышать в каждой группе 15 человек, отбираются на конкурсной основе по описанным выше анкетам. Все мероприятия, кроме мастер-классов, смешанные. Студентом может стать любой человек, прилично пишущий и адекватно себя воспринимающий.

ЛЛС длятся 2 недели для каждой «партии» студентов. 4 недели занимают семинары для иностранцев, 2 недели – 2-я и 3-я – для русских писателей и поэтов.

Для полноценного участия в семинарах просто необходимо приличное знание английского языка, так как все мероприятия, кроме русских мастер-классов, проводится на английском. Но, однако, российские писатели не выбираются по знанию языка для участия в семинарах, но много теряют, если не знают его.

Чему учат на ЛЛС?

Писать. Как оговорился в день открытия семинаров Леонид Костюков, «обучение возможно лишь в очень узком спектре». Учат скорее определенным образом относиться к литературному процессу и к процессу написания литературных текстов. Это соответствует политике семинара и взглядов его создателей, которые можно выразить примерно таким образом: писатель является всего лишь неким передаточным устройством между ноосферой и бумагой, слабо контролирующим процесс создания произведения. Такой подход, разумеется, отрицает возможность обучения практическим приемам при создании текста, но сам по себе является (и я его освоила) тем же практическим приемом. Он отвергает создание плана будущего произведения, вообще создание каких-либо рамок, ограничивающих фантазию. Наконец, он отрицает возможность заранее задать жанр будущего произведения. Опять же, в какой-то мере это правильно, но, пользуясь ставшим любимым выражением, в очень узком спектре. Мне чужд подход к созданию произведения, когда писатель садится написать рассказ на три страницы, а через два года заканчивает роман.

В этом контексте хороши слова Сергея Гандлевского: «Сложность литературной учебы еще и в том, что в отличие от точных знаний, в литературе мало безусловного: один и тот же прием может быть хорош или плох в зависимости от контекста. Соображение уместности очень важно в искусстве».

Практическое обучение, сведенное в вышеизложенную формулу, скорее сводится к тому, что на мастер-классах учат не тому, как КАК писать, а тому, как НЕ писать. Занятия 90% времени были заняты разбором текстов участников и высказыванием мнений мастера и участников о них.

Я не буду подробно описывать сами занятия, это выльется в очень большой текст. Если кого-то из читающих заинтересует мое мнение в более широком спектре, напишите мне письмо по электронной почте и задайте вопросы.

Что это – SLS в Санкт-Петербурге?

Из всех вышеизложенных я назвала бы этот вопрос самым важным. Потому что важнейшим моментом семинаров, безусловно, являются не мастер-классы. Главное во всем мероприятии – именно идея вырвать талантливо пишущего человека из привычной среды и поместить в окружение таких же талантливо пишуших людей, вырванных в свою очередь из своей привычной среды. Таким образом, на квадратном метре питерского центра мы получаем высокий процент литературно одаренных людей.

Далее все зависит от открытости участника и желания вступить в тесное общение с единомышленниками. Можно уловить из потока информации лишь разбор своего текста, но лучше пропатчить все каналы и сломать тем самым привычное восприятие места, времени, людей и себя самого. Тогда получаешь невероятную встряску, приводящую к середине семинаров к закономерному и вполне определенному культурно-литературному шоку. Какие-то неоспоримые ранее представления перестают быть аксиомами, какие-то - заболевают, какие-то - умирают и отшелушиваются. Одно утверждение безусловно: каких бы не придерживался студент семинаров взглядов на литературу и литературный процесс, он получает неописуемый по мощности творческий толчок.

Плюс звучащие банально новые знакомства, обмен идеями, творческая подзарядка – на самом деле самые главные составляющие (по крайней мере, стали для меня) семинаров.

Расписывать их подробно я не стану, потому что они именно таковы, какими их может прадставить любой человек, со всеми вытекающими из их наличия следствиями.

Это было сильно, безусловно полезно, и просто весело.