Еще много километров российской дороги

Спали плохо. Было очень холодно и тесно. Палатка действительно рассчитана на одного человека, не как российские палатки - в одноместную может спокойно поместиться три человека. А эта короткая, узкая, действительно уместится один, даже вещи не влезут. А у нас два рюкзака, чемоданчик с ноутом, фляжка, фотоаппарат, какой-то пакет, с чем - не знаю, бутылка с водой. Все это мы спихнули в ноги, сами кое-как расстелили термопаласик, положили на него спальный мешок, и легли. Ноги скрючены, голова на груди. Часа в три ночи мы начали мерзнуть. Причем колотило от холода просто дико. Не помогло даже хваленое термобелье. Накрылись тем, что нашли. Часов в пять с потолка палатки начало капать. Потом пошел дождик. По какой-то неведомой причине на стенах и потолке скопилась вода и капала нам на лбы. Наверное, надышали - палатка рассчитана на то, что дышать будет один. Или туман на нее сел. Не знаю, что там произошло, но когда Сергей постучался в дверь в семь часов утра, мы с М были в состоянии, близком к коматозному.

Пришлось вставать и ехать. И опять потянулась та же, проклинаемая всеми, дорога с разделительной полосой. Трасса. Кое-где асфальтированная, на асфальт, там, где нет ям, сплошь наложены заплатки. Большей частью - гравийка с огромными камнями, которые при скорости больше 60 км/ч пробивает шины. Те же заброшенные и заросшие травой и деревьями военные части и железнодорожные станции. Трасса федерального значения. Кое-где ее ремонтируют или достраивают. Рабочие ходят медленно, важно переговариваются, курят, но не работают. Стоят самосвалы и трактора, водители в заляпанных комбинезонах сидят в кабинах или стоят рядом, с каким-то непонятным - то ли безразличие, то ли не знают, с чего начать - выражением на лицах.

Деревни стали очень редки, до безобразия нищи, с прогнившими крышами построек, черное дерево мрачнеет на фоне зелени. Природа тоже другая. В воздухе пахнет сухостью, жарой, чем-то цветущим. Деревья низкие, много поломанных, часто вдоль дороги тянутся болота.

Сергей отвез нас до закусочной на развилке, на которой сворачивал в сторону от трассы. Пожелал нам удачи, оставил телефоны в Красноярске. Мы сначала просушились, потом поели, потом помылись. Пошли голосовать. Никто не голосуется. Трафик - машина в десять минут. Все перегонщики, до единого. Никто не останавливается, даже уши не действуют. Мы расстроились, пошли искупались на ближайшем озере. Вода там мутная от зелени. Пришли, еще поголосовали. Опять никого не поймали. Вспомнили про Сергея. Позвонили, он говорит, сидите в закусочной, я на трассу буду выезжать - вас подберу и поедем. Сейчас сидим и ждем. Температура воздуха в тени - +33. Сергей довезет нас до Улан-Уде. Другие города мы проезжаем, так как оказалось, чтобы побывать хоть на половине достопримечательностей нашей страны, нужно не меньше четырех месяцев.

16:09, кафе на трассе, где-то возле Шимановска, до Читы 1369 км.

Фотографировали сусликов.

12:48, Сковородино, до Читы еще 1000 км.

Дописываю в палатке. После того, как нас наконец-то забрали с того проклятого места, началась та же тряска в нашей машине-зубодробилке. Грунтовка большей частью довольно приличная, но временами превращается в козью тропу вдоль железки. На карте автодорог она вообще не отмечена.

Видели такое чудо

Сергей сказал, это какой-то иностранец-чудак, по трассе много таких.

Проезжаем типично русские деревни, полуразваленные дома, заросшие травой огороды

На улицах ходят козы и чумазые дети. Вдоль основной дороги прогуливаются девушки от десяти до тридцати, с заманчивой улыбкой оглядываются, когда слышат приближающийся автомобиль. Дороги разбиты, в кафе и столовых кормят отвратительно. Не то, чтобы они экономили на продуктах - просто сварено невкусно, так надо еще суметь. Дома бревенчатые, старые, осевшие. На каждом торчит спутниковая тарелка. Развлекаются долгими зимними вечерами.

Мы остановились у кафе, хотели попроситься переночевать там же на полу, но там нет места. Наверное, опять будем мерзнуть...